В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

 

История Калязина

    Начало истории. Макарьев Троицкий монастырь.
   
На впадении реки Жабни в Волгу примерно с XI-XII веков существовало поселение Никола-на-Жабне, здесь же стоял и Никольский монастырь, после упразднения которого остался Никольский собор – его колокольню мы теперь можем видеть посреди водохранилища на крошечном островке. Так получилось, что символом города теперь стало именно то место, откуда начиналось первое поселение в устье Жабни…
    По некоторым сведениям, в 1134 году князь Юрий Долгорукий основал неподалеку от Николы-на-Жабне небольшой пограничный городок Кснятин или Скнятин (от имени Константин), однако просуществовал он недолго – его полностью разорили во время княжеских междоусобиц.
Макарий Калязинский. История Калязина    В XV веке к реке Жабне, на земли, находившиеся во владении боярина Коляги, пришел монах Кашинского Клобукова монастыря Макарий (в миру – боярин Матвей Кожин) и поселился здесь; чуть позже за ним потянулось еще семеро человек из Кашинского монастыря. Так начала складываться новая обитель, названная во имя Святой Троицы.
    Боярин Коляга, потерявший всю свою семью, пожертвовал новому монастырю все свои земли и сам принял здесь постриг, а монастырь с того времени стал называться Колязиным, как утверждает «Житие преподобного Макария»: «Пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его». Другая версия названия Калязина – от финно-угорского слова «кола» - «рыба», так как еще в IV-V веках здешние земли населяли финно-угорские племена меря и весь.
    Троицкий Макарьев монастырь усилиями самого его основателя, преподобного Макария, приобрел большое влияние и стал стремительно расти. Немало этому поспособствовал и его старший брат, Геннадий, ставший в 1457 году архимандритом Отроча монастыря в Твери. Троицкий Калязинский монастырь. Фото сер. XX в.Макарьев Калязинский монастырь получил от великого князя Тверского Михаила «жалованную льготную и несудимую слободскую грамоту» на устройство монастырской Никольской слободы, которая впоследствии стала центром города Калязина. Известно, что в 1466 году путешественник Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, получил благословение от Макария Калязинского, остановившись в его монастыре. В его «Хожении за три моря» об этом сказано так: «...поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной... и у игумена благословив у Макария...»
    Макарьев монастырь в Калязине быстро стал очень влиятельной и богатой обителью, он пользовался особым покровительством у московских великих князей и царей. Известно, что бывали здесь и Иван Грозный, и Борис Годунов; каждый их визит не оставался без богатого дара обители. Посещали позднее монастырь и Романовы – Алексей Михайлович, Петр I, Екатерина II.

Пушка возле Калязинского креведческого музея    XVII век. Смутное время.
   
В 1609 году Калязину выпало стать временным центром освободительного движения русских войск против польско-литовских интервентов. В монастыре расположился стан князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, и летом 1609 года русские войска одержали победу над поляками. Три пушки русских войск, принимавших участие в этой битве, сохранились и стоят у входа в Калязинский краеведческий музей.
    Однако в 1610 году поляки возвратились под стены Троицкого монастыря, сожгли его и разграбили. Богатые пожертвования позволили довольно быстро отстроить обитель заново. Постепенно ожили и монастырские слободы – левобережные Троицкая и Рождественская (к тому времени объединенные в Калязинскую, или Подмонастырскую слободы), правобережная Никольская.

    XVIII-XIX вв. Уездный город.
   
В 1777 году, в рамках губернской реформы, разросшиеся слободы было решено объединить в уездный город Калязин. В 1780 году Калязин получил свой герб – с тверским гербом в верхней части и изображением деревянных монастырских врат в нижней. В 1786 году был утвержден новый регулярный план города: вдоль Волги должны были идти прямые длинные улицы, пересекаемые более короткими улицами, спускающимися к Волге. Во времена правления Павла I Калязин на время лишился статуса города: Павел, ненавидевший мать, отменил многие ее указы, в том числе и указ о статусе Калязина. Только в 1803 году Александр I возвратил ему городской статус.
Панорама Калязина. Фото кон. XIXв.    В Калязине бывали многие известные русские писатели, а некоторые и жили в городе или поблизости: Д.И.Фонвизин, отец которого владел землями в Калязинском уезде, И.А.Крылов, служивший в ранней юности в канцелярии Калязинского земского суда, М.Е.Салтыков-Щедрин, родное имение которого, Спас-Угол, также находилось в Калязинском уезде. Проездом здесь был драматург А.Н.Островский, сохранивший о городе самые неприятные впечатления и сломавший здесь ногу, проезжали также В.А. Жуковский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и даже знаменитый француз – Александр Дюма-отец.
    В XIX веке богатые калязинские купцы начали активно застраивать центральные и даже окраинные улицы города каменными домами. Именно благодаря этому мы сейчас можем видеть немало уцелевших каменных старинных купеческих особняков, несмотря на то, что многие из них ушли под воду. Можно только по старым фотографиям представлять, как внушительно смотрелся центр Калязина с ровными улицами, застроенными двух- и даже трехэтажными каменными особняками.
Картина Е.А.Кацмана "Калязинские кружевницы", 1928г.    Много путешествовавшие купцы строили свои дома в самых современных архитектурных стилях: здесь есть не только классицизм, но и эклектика, и модерн, и модный в Москве неорусский стиль… В XIX веке в Калязине была сооружена набережная, действовало несколько учебных заведений… Город жил достаточно благополучной для уездного центра жизнью, развивалось производство.
    Еще с конца XVII века появилось плетение кружев на коклюшках. Калязинские кружева, которые были ниже качеством и дешевле вологодских, зато славились своей прочностью и потому охотно раскупались по всей России. В XIX веке эти кружева плели сотни женщин мещанского сословия, в городе появились крахмальные фабрики для обеспечения этого промысла.

    ХХ век. Революция. Затопление Калязина.
   
В начале ХХ века в Калязине началось оживление культурной жизни, появилось любительское театральное общество, стали устраиваться концерты, спектакли, в которых участвовали преподаватели училищ, чиновники, учителя.
    Одновременно, в особенности после революции 1905 года, в городе стали возникать и революционные кружки, в особенности в среде рабочих.
    После революции в Калязине установилась советская власть, 10 (23) января 1918 года в здании городской управы состоялся 1-й учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Калязинского уезда. Однако в мае 1918 произошло контрреволюционное выступление, подавленное чекистами и войсками Красной гвардии, прибывшими из Твери; после этого начались массовые аресты и расстрелы, в том числе погибло множество калязинцев духовного звания.
    Постепенно после окончания гражданской войны в городе снова начала возрождаться промышленность, была открыта новая железнодорожная ветка на Кашин.
    Роковым для Калязина стали 1930-е годы, когда на Волге начал строиться каскад плотин с тремя грандиозными гидроэлектростанциями. Калязин должен был всей своей центральной частью уйти под воду нового Угличского моря… К концу 1940 года каскад плотин был введен в строй. В 1939 году всем жителям, чьи дома должны были затопить, было предписано переселиться в остающиеся над водой районы города. Выдавали в среднем по 150 рублей за дом, и люди, не доверяя государственному строительству, сами строились на новых местах.
    Самая красивая и старинная часть Калязина – центральная площадь с прилегающими улицами и Макарьев Троицкий монастырь – была разрушена и затоплена. Необходимости в сносе древнего монастыря не было – план гидростроителей оставлял его территорию практически не затронутой, при условии минимальной обваловки. Однако для советского, тем более сталинского времени монастырь не являлся большой ценностью, напротив – появился законный повод для его сноса, что и было сделано. Колокольня Никольского собора. КалязинИсчезли уникальные храмы, в том числе трапезная церковь XVI века, исчез древний ансамбль, от которого сохранились только старинные фотографии, снятые для музея фрески и спасенные жителями из воды иконы.
    Снос Никольского собора на торговой площади не был завершен – то ли по халатности, то ли специально взрывотехники не успели уничтожить соборную колокольню, когда на город пошла вода. Так Калязин обрел свой новый символ – символ исчезнувшего под водой города…
    При строительстве каскада ГЭС Калязин лишился почти 60% зданий, Монастырская слобода оказалась полностью затопленной (она находилась там, где сейчас остались только Монастырские острова), а Заречье оказалось полностью оторванным от центральной части. Сегодняшний Калязин ведет тихую, скромную жизнь маленького районного центра, его минуют большие туристические теплоходы, проходящие мимо затопленной колокольни – и мимо всего города, большая часть истории которого бесследно канула под водой.
 

Оставьте свой отзыв (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений)

Ваше имя Ваш e-mail   Тема сообщения 

Ваше сообщение